Статья на vc.ru
Уважая присутствующих, позволю несколько историй на тему аутсорсинга продаж (отличие от колл – центра в конце поста). Может кому-то поможет избежать грабель.
История первая – аутсорсинг продаж за процент.
Звоним по входящему обращению с нашего сайта. На том конце тетенька, которая хочет, чтобы мы продавали услуги ее видеостудии за процент. Задаем вопросы, уточняем потребности, классика. Выясняется, что это двухдневный стартап, ни о каких продажах и портфолио речь пока не идет. Т.е. мы должны взять на себя риски этой тетеньки. Вежливо предлагаем оплатить работу т.к. мы не можем платить нашим менеджерам чисто процент когда-нибудь, может быть.
Тем более у нас есть печальный опыт. В начале своей деятельности мы пробовали браться за продажи продукта заказчика за процент. Пролетели три раза, т.е. проекты были реализованы с прибылью со знаком минус.
Давайте разберемся.
За почти пять лет занятий аутсорсингом продаж я встречал запросы продать «за халяву» раз наверно 1000+. Это нормально, все хотят халяву, как же без этого. Наверное, самый частый поисковый запрос, приводящий на наш сайт – «аутсорсинг продаж за процент».
За процент продавать Ваш продукт – это агентский формат продаж. Много Вы встречали агентов в 2018 году, готовых работать без хотя бы минимального оклада? Хотя бы вначале? Понятно, что мы все мечтаем продавать без затрат на эти самые продажи — на создание отдела продаж, организацию рабочего места с компьютерами, нормальной офисной мебелью, нормальной CRM и телефонией, адекватным и вовлеченным в Ваш бизнес начальником отдела продаж и т.д. и т.п.
Но на практике получается, что как только появляется первый потенциальный клиент, с ним надо вести переговоры. Оказывается, нужен менеджер, желательно опытный, с горящими глазами, вовлеченный в Ваши бизнес – процессы.
Ладно, даем объявление о поиске менеджера с мотивацией «за процент», причем, процент просто огромный и без верхнего потолка (отдельная тема). Ждем кучи откликов. А откликов нет… Почему? Да потому, что:
И почему же некоторые бизнесмены надеются на чудо и ищут агентов в формате компании? Да еще с гарантией сделки. Да еще чтобы цена получения этой сделки (на несколько миллионов) была не выше 300 рублей.
Вывод первый – не тратьте время на поиски халявы, бесплатный сыр, как говорится…
Кстати, когда мы той тетеньке предложили оплатить наш труд фиксом, а не процентом, услышали много негатива, типа: «Вы же крутые продажники, почему мой суперстартап не хотите продавать за офигенный процент?…»
История вторая – уместность аутсорсинга продаж.
Звонит нам парень, судя по голосу, молодой. Откровенно рассказывает о своем стартапе. Что пока не понимает спроса на свое суперприложение. Блин, сами мы стартапов сделали и похоронили больше десятки. Даже решили, что стартапам будем давать некие преференции.
А теперь другая сторона медали – когда аутсорсинг продаж уместен и приемлем. Предположим, у Вас есть стартап, нужно проверить гипотезу. Т.е. убедиться — есть ли вообще спрос на Ваш суперпродукт? Организовывать отдел продаж ну как–то стремно, дорого и не понятно как. Брать менеджера тоже рановато. А «сами мы не местные», в смысле «сами мы не продажники».
Вот в этом случае аутсорсинг продаж уместен. За месяц – два будет понятно – стоит ли дальше разрабатывать фичи и допиливать MVP или дешевле сразу похоронить идею.
А теперь отличие аутсорсинга продаж от услуг колл-центра. Мы для себя четко разделяем эти понятия. Колл-центр – это в общепринятом формате девочки по 20 лет, которые умеют (и обязаны) только читать тот скрипт, который Вы написали / согласовали. Ну еще хорошо, если эта девочка-оператор обладает приятным голосом и дикцией. Все наверно не раз принимали входящие звонки с лебезящим: «Здравствуйте, компания такая-то, хотим предложить …».
А теперь толковый аутсорсер. Работает опытный менеджер, ведет нормальный диалог, в своем стиле, лучше с уместными приколами, с энтузиазмом. Мы не работаем по скриптам. Только опыт продаж и переговоров. Если наш новый менеджер не сумеет исчленить из лексикона такие фразы, как «Мы хотим предложить вам» или «Спасибо, будем ждать», мы его не держим более трех дней, пускай «ждет и хотит».
Выводы:
Конечно, в короткой статье не опишешь всего опыта. Будут вопросы — пишите в комментарии.